Стендовые доклады
Образование

Формирование социально-информационной компетентности подростков средствами кейс-технологии

Анастасия Аничкина (Россия)

Предпосылками исследования, результаты которого представлены в данной статье, являются современные концепции цифровых компетенций (digital competence). Успех современного человека во многом зависит от того, насколько хорошо он владеет навыками цифровых технологий. Существенное влияние, которое оказали цифровые технологии на повседневную жизнь человека видны в сфере образования. Непрерывный процесс обучения в течение всей жизни (life-long-learning), интерактивные занятия и учебники, доступ к исследованиям и учебным материалам — все это характеризует учащегося XXI века.

В связи с этим изучение социально-информационной компетентности является важной потребностью современного общества. Несмотря на то, что в настоящее время почти в каждой семье есть компьютер, использование интернета детьми вызывает опасения у родителей и педагогов. Этому есть объяснение: интернет может использоваться для игр, а не для обучения, также подросток может стать жертвой кибербуллинга (Cyberbullying).

Целью исследования, представленного в данной статье, является проверка гипотезы о том, что формирование социально-информационной компетентности подростков является предиктором социально-эффективного поведения в виртуальной среде.

В состав методов исследования вошли:
  • тест коммуникативных и организаторских способностей В.В. Синявского и В.Ф. Федорошина;
  • оценка уровня развития критического мышления учащихся Ю.Ф. Гущина и Н.В. Смирновой;
  • набор креативных тестов Вильяма, адаптированный Е. Туник.

Результаты исследования показали положительное изменение контролируемых показателей. Несмотря на то, что для более точного вывода требуется исследование на более обширных выборках, в целом, гипотезу о перспективности такого направления можно считать частично подтвержденной.