Стендовые доклады
Образование

Цифровая социализация обучающихся средствами образовательных медиа

Юлия Гришаева (Россия), Марина Подболотова (Россия), Валентина Дмитриева (Россия), Руслана Резникова (Россия), Зинаида Ткачева (Россия)

Статья посвящена рассмотрению проблемы определения факторов эффективности цифровизации образования, что продиктовано беспрецедентно быстрым переходом образовательных организаций к электронному обучению с применением дистанционных образовательных технологий не только в нашей стране, но и в большинстве стран мира. Одним из таких факторов выступает «уровень цифровой социализации» всех участников образовательного процесса. Под цифровой социализацией нами понимается характеристика новой формы социализации современного человека, отражающей такие характеристики как:
  • процесс социальной адаптации и интеграции человека в условиях цифровизации жизнедеятельности общества;
  • овладение и присвоение личностью нового социального опыта на основе онлайн-контекстов;
  • применение информационно-коммуникационных технологий.

Основным противоречием, положенным в основу данного исследования, может выступить следующее: с одной стороны, уровень цифровой социализации определяет скорость и качество ответа общества на глобальный технологический вызов в сфере образования, а с другой, — качество учебных материалов и уровень образовательного контента могут способствовать цифровой социализации общества и развитию цифровой компетентности. Новизна исследования заключается в определении комплекса ключевых характеристик образовательного медиаконтента, формирующего и развивающего цифровую компетентность, а также повышающего уровень цифровой социализации всех участников образовательного процесса. В исследовании определены основные идеи образовательного медиапроекта, которые отвечают следующим характеристикам:
  • «когнитивный» и «конгруэнтный» — направлены на формирование информационной и медиа-компетентности;
  • «конативный», «конструктивный», «конформный» и «комичный» — направлены на формирование коммуникационной компетентности;
  • «креативный» и «конструктивный» — направлены на формирование технической компетентности;
  • «конформный» — направлена на формирование потребительской компетентности.

Дистанционные образовательные проекты, обретающие на практике выявленные характеристики, расширяют функционал образовательных медиа и их способность влиять на образовательные результаты детей.