Методические подходы к разработке критериальной оценки результатов образования
Татьяна Орехова (Россия), Татьяна Неретина (Россия), Наталья Усцелемова (Россия), Тамара Кружилина (Россия), Анастасия Кружилина (Россия)
В статье представлен опыт авторов по разработке и применению критериальной оценки результатов учебной деятельности обучающихся в системе современного образования. Необходимость и целесообразность ее внедрения обосновывается реально существующей трудностью объективной оценки качества результатов образования; снижением стимулирующей функции пятибалльной оценки; природной и личностной уникальностью каждого обучающегося как субъекта учебной деятельности. Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме критериального оценивания результатов обучения в системе общего и высшего образования показывает, что, несмотря на разнообразные подходы к критериальной оценке результатов образования, методика ее разработки освещается в педагогической науке и практике недостаточно.
Целью исследования является разработка педагогически целесообразной методики конструирования критериальной оценки результатов учебной деятельности обучающихся. Данная методика включает в себя ряд взаимосвязанных действий: установление трех уровней освоения обучающимися содержания каждой учебной дисциплины; разработку количественных показателей и качественной характеристики каждого уровня; обеспечение методической разработанности требований к каждому заданию; доведение до сведения обучающихся содержательного наполнения каждого уровня освоения основной образовательной программы. Важным условием является возможность неоднократной коррекции каждого задания с целью доведения его до максимально возможного уровня совершенства. Ведущим методологическим положением выступает идея о присущем каждому человеку от природы стремлению к успеху и желанию «быть первым».
Как показывают результаты проведенного исследования, реализация предлагаемой методики закономерно приводит к повышению качества образования, что является достоверным доказательством ее научной новизны.