Стендовые доклады

Концепты методологии цифровизации дополнительного образования детей и молодежи

Флюра Храмцова (Республика Беларусь), Александра Терехова (Республика Беларусь), Наталья Ворошилина (Республика Беларусь), Елена Андрейковец (Республика Беларусь), Юлия Нарвойш (Республика Беларусь)

Предпосылками исследования выступили устойчивые тренды влияния темпов развития цифровой экономики, информационного пространства в Республике Беларусь на динамику цифровой трансформации системы дополнительного образования детей и молодежи (далее — ДОДМ). Структурные изменения дидактического ландшафта информационного образовательного пространства на уровне содержания, технологий, способов организации предопределили необходимость концептуального осмысления и разработки. Исследование цифровой трансформации ДОДМ выявило специфические свойства дидактической сингулярности информационной образовательной среды, сетевой кластеризации ресурсов, динамики контура медиасреды, е-технологизации дидактики. Сложившиеся предпосылки устойчивости цифровизации ДОДМ как константы перехода в закономерности предопределили цель исследования: разработка, обоснование системы концептов методологии цифровизации ДОДМ. Методы исследования: теоретический и эмпирический анализ, экспертные оценки, моделирование, прогнозирование. Результаты состоят в разработке системы организационно-сетевых, средовых, инструментальных, технологических, институциональных концептов научной методологии цифровизации ДОДМ. Изучен феномен цифровизации ДОДМ. Раскрыты концептуальные основания: «дидактическая сингулярность информационно-образовательной среды», «кластеризация региональных и локальных ресурсов», «контур медиасреды», «цифровая дидактика». Сформулированы приоритеты цифровизации дополнительного образования. Полученные результаты апробированы в авторской проектной разработке «Внедрение модели республиканского методического кластера как ресурса развития дополнительного образования детей и молодежи» (2017-2020) на базе «Национального центра художественного творчества детей и молодежи (г. Минск), в соответствии с Программой инновационной деятельности Министерства образования Республики Беларусь. Новизна результатов состоит во введении в научный оборот педагогической науки категорий: «дидактическая сингулярность информационно-образовательной среды», «структура контура медиасреды». Новизна результатов отражена в оригинальном интеллектуальном продукте научной и практико-ориентированной значимости в контексте Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года (далее — НСУР-2030).
Образование