Профессиональное развитие педагогов признается во всем мире одним из важных условий для качественного образования. По данным исследований, профессиональное образование и повышение квалификации дошкольных педагогов не всегда эффективны, их связь с развитием качества условий в детском саду непоследовательна. Развивающий потенциал стажировки как формы профессионального развития снижают дефициты существующих программ: преобладание жанра отчета о достижениях, фокус на приемах без разговора о смыслах и ценностях, формальность обсуждений, негибкость, организационная непродуманность. Эффективная программа стажировки должна работать не только на получение конкретных знаний и освоение технологий работы с детьми, но и на развитие рефлексии, обеспечивать целостность цикла педагогического действия. Описано исследование (участники — педагоги 50 московских дошкольных групп) с целью выявления «лучших практик» дошкольного образования и анализа их потенциала как стажировочных площадок. Группы, готовые проводить стажировки, демонстрируют значимо более высокое качество образования, чем выборка в целом, однако они испытывают дефицит компетенций, позволяющих работать со взрослыми и развивать рефлексию коллег. Рассмотрены дефициты предложенных ими программ: смешение разных тем в одной краткосрочной программе, фокус на предметно-пространственной среде, а не на взаимодействии, разрыв цикла педагогического действия, отсутствие итогового продукта и др. «Лучшие практики» заинтересованы в собственном развитии, в поиске новых источников мотивации. Предложена организация стажировок, при которой они становятся ресурсом развития для всех участников, решающих при этом разные задачи.