Стендовые доклады

Стажировки на базе дошкольных групп как ресурс для развития практик разных уровней качества

Татьяна Ле-ван (Россия), Лариса Логинова (Россия), Ольга Шиян (Россия), Анна Якшина (Россия), Игорь Шиян (Россия)

Профессиональное развитие педагогов признается во всем мире одним из важных условий для качественного образования. По данным исследований, профессиональное образование и повышение квалификации дошкольных педагогов не всегда эффективны, их связь с развитием качества условий в детском саду непоследовательна. Развивающий потенциал стажировки как формы профессионального развития снижают дефициты существующих программ: преобладание жанра отчета о достижениях, фокус на приемах без разговора о смыслах и ценностях, формальность обсуждений, негибкость, организационная непродуманность. Эффективная программа стажировки должна работать не только на получение конкретных знаний и освоение технологий работы с детьми, но и на развитие рефлексии, обеспечивать целостность цикла педагогического действия. Описано исследование (участники — педагоги 50 московских дошкольных групп) с целью выявления «лучших практик» дошкольного образования и анализа их потенциала как стажировочных площадок. Группы, готовые проводить стажировки, демонстрируют значимо более высокое качество образования, чем выборка в целом, однако они испытывают дефицит компетенций, позволяющих работать со взрослыми и развивать рефлексию коллег. Рассмотрены дефициты предложенных ими программ: смешение разных тем в одной краткосрочной программе, фокус на предметно-пространственной среде, а не на взаимодействии, разрыв цикла педагогического действия, отсутствие итогового продукта и др. «Лучшие практики» заинтересованы в собственном развитии, в поиске новых источников мотивации. Предложена организация стажировок, при которой они становятся ресурсом развития для всех участников, решающих при этом разные задачи.
Образование