Стендовые доклады
2021-01-14 11:33 Образование

Исследование мотивации выбора педагогической профессии студентами

Наталия Полковникова (Россия)

Актуальность исследования обусловлена запросом государства и общества на подготовку высокомотивированных к профессиональной деятельности педагогических кадров, которые осознанно сделали профессиональный выбор. Поэтому первая предпосылка проведённого нами исследования заключается в необходимости повышения качества обучения педагогов в московском мегаполисе. Второй предпосылкой является потребность в научном изучении структуры личности, соотношения её компонентов: ценностей личности и мотивов выбора профессии в качестве составляющих. Цель исследования — выявление корреляции ценностных ориентаций личности и мотивов выбора будущей профессии студентами педагогического направления Московского городского университета. Методы: проективные методики (анкета, эссе) и стандартизованные методики («Опросник ценностей» Рокича, опросник Шварца; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева). В результате исследования было доказано, что у студентов педагогического направления обучения личностные ценности коррелируют с мотивами выбора профессии. Высокая степень корреляции мотивов выбора педагогической профессии и ценностей личности выявлена в направленности на взаимодействие с людьми и на себя, а также в осознанности профессионального выбора, в его социальной и культурной обусловленности. В категориях гендерной и финансово-экономической обусловленности мотивы выбора профессии не коррелируют с ценностями личности студентов. Новизна исследования состоит в выявлении и эмпирической проверке научного метода для определения вовлечённости в будущую профессию студентов педагогического направления обучения. Значение исследования обусловлено тем, что раскрыт новый путь для профориентации абитуриентов педагогических программ обучения в университете. Кроме того, использование результатов исследования может повышать эффективность проектирования образования студентов для роста их профессиональной мотивации. В науке результаты исследования вносят вклад в изучение активности и самостоятельности человека при реализации себя в жизни, свободы выбора и ответственности за него, за свои решения и действия, в изучение личностных ценностей будущих педагогов.