Стендовые доклады

Технологии онлайн-обучения как современное направление обучения в сообществах

Татьяна Клеветова (Россия), Светлана Комиссарова (Россия), Константин Попов (Россия)

Статья посвящена проблеме реализации технологий онлайн-обучения в режиме массовых открытых онлайн-курсов, а именно онлайн-классов, которые понимаются нами как платформа для дистанционного обучения и интерактивного взаимодействия обучающихся и учителя. Данные технологии позволяют создать ситуацию выбора содержания, темпа, форм работы для обучающихся, повысить уровень индивидуализации и персонификации образования, сделать возможным обучение независимо от места и времени пребывания обучаемых, снизить субъективность оценки результатов обучения, сделать сам образовательный процесс более доступным. Рассмотрены теоретические основы «коннективизма» как теории обучения, реализующей учебный процесс посредством использования информационных технологий на базе сети Интернет. Данный подход изменяет роль учителя, который, выступая как тьютор, регулирует темп и объем работы учащихся, организует обмен информацией, создавая тем самым сообщество.

В статье рассматриваются причины и характерные черты образования сообществ учителей и учащихся в процессе обучения в массовом открытом онлайн-курсе. В рамках данного исследования сетевое сообщество понимается нами как группа обучающихся и учителей, ведущая интерактивное взаимодействие посредством компьютерных сетевых средств, социальных сетей и мессенджеров. Данный формат взаимодействия позволяет решать задачи формирования не только предметных, но и метапредметных результатов обучения, а именно коммуникативных качеств обучаемых.

На примере курса «Подготовка школьников к ЕГЭ по математике (профильный уровень)», реализованного в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете на платформе «Мирознай», показаны особенности построения коммуникационной активности в данных сообществах. Рассмотрены примеры реализации занятий, каждое из которых посвящено решению одного из типов задач, представленных в ЕГЭ по математике профильного уровня. Анализ выполнения учащимися контрольных работ, предлагаемых в курсе, показывает, что результаты общающихся учеников оказываются несколько выше результатов учащихся, проходящих обучение изолированно.