Стендовые доклады
Исследования

К проблеме содержания понятия «качество образования» и определения путей его измерения

Алексей Рыжов (Россия), Константин Зискин (Россия), Полина Разумовская (Россия), Валерий Умяров (Россия), Дмитрий Пещеров (Россия)

Понятие «качество образования» широко используется в современной образовательной практике, однако в педагогической науке не сложилось единого понимания педагогического явления, лежащего в основе данного понятия. В связи с этим авторы считают необходимым представить свои размышления о содержании терминов «образование» и «качество» во взаимосвязи с культурно-историческими предпосылками становления категории «качество образования», различных подходов к ее содержательному наполнению. Кроме того, рассмотрены различные подходы к процедурам измерения качества образования и выделены сильные и слабые стороны этих подходов. Авторы побуждают читателя к размышлению о проблемах определения качества образования как педагогического явления в современных условиях через призму культурно-исторических традиций.

Результатом исследования стало рассмотрение различных аспектов эволюции терминов «качество» и «образование» в отечественной педагогической традиции, повлиявших на современные трактовки понятия «качество образования», и на подходы к процедурам его измерения. В статье раскрыты преимущества прикладного понимания качества образования и риски, связанные с превращением образования в услугу и абсолютизацией его количественных параметров в измерении качества образования. Авторы поднимают те вопросы, которые, несмотря на устойчивый интерес в педагогической теории и практике к проблемам качества образования, остаются открытыми и требуют своего решения.

Новизна исследования может быть выражена в раскрытии отечественных культурно-исторических традиций становления терминов «образование» и «качество», а также в обосновании возможных путей их использования в современных подходах к измерению качества образования; значимости использования прикладного аспекта качества образования в российской образовательной практике.