Стендовые доклады
Исследования

Кластеры возможностей: результаты исследования образовательных эффектов участия в проекте «Школа старшеклассников»

Елена Иванова (Россия), Ирина Виноградова (Россия), Елизавета Маякова (Россия), Екатерина Барсукова (Россия), Анна Тер-Григорян (Россия)

Современная ситуация развития общества требует от юношества не только овладения новыми актуальными знаниями, но и готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, самоопределению в определенной предметной области. Это предусматривает кардинальную трансформацию привычного образовательного процесса в старшей школе, содержательные и инфраструктурные изменения, создающие возможности для выбора, самоопределения и выстраивания собственной образовательной траектории обучающимися. Решение этих задач стало основой для разработки и реализации проекта «Школа старшеклассников».

Цель изложенного в публикации исследования заключается в изучении возможностей участия в проекте «Школа старшеклассников» для обучающихся, педагогов и административной команды.

Методы и методики. Основным методом исследования стал опрос обучающихся, педагогов и администрации образовательных организаций г. Москвы, участвующих в проекте «Школа старшеклассника». Анализ данных опроса осуществлялся с использованием контент-анализа (анализ текста по закону Ципфа).

Результаты и новизна. Данные, полученные на выборке школ-участников проекта «Школа старшеклассника», проанализированы с позиции возможностей для основных участников образовательных отношений. Содержательные и инфраструктурные изменения в проекте создают возможности для:
  • старшеклассников в плане построения индивидуальных образовательных траекторий, становления субъектной позиции, профессионального и личностного самоопределения, совершения профессиональных проб, реального выбора профессионального пути;
  • педагогов в плане профессионального развития, приобретения нового методического опыта, использования новых форматов работы, опыта работы с новым оборудованием и электронными ресурсами;
  • управленческой команды в плане повышения качества условий, процесса, результата, управления, а именно — повышения статуса школы, положительной динамики образовательных результатов обучающихся, ресурсного обеспечения проекта и формирования мотивирующей образовательной среды, среды профессиональных проб, сетевого взаимодействия с образовательными и иными организациями.