Стендовые доклады

Начальные компетенции для средней школы: психологические особенности успешного обучения в переходных классах

Мария Янишевская (Россия), Елена Высоцкая (Россия), Анастасия Лобанова (Россия)

Так как переход из начальных классов в средние является тяжелым периодом для многих обучающихся, нашей целью становится изучение психологических особенностей, которые могут способствовать развитию школьника и обеспечить его успешное обучение в будущем. Мы считаем, что подходы к обучению являются сложной системой психологических особенностей, которая зависит от содержания образования и способа организации образовательного процесса. Согласно нашей гипотезе, деятельностно-содержательные средства обучения, разработанные в соответствии с принципами развивающего обучения (Давыдов), обеспечивают прочную основу для формирования начальных компетенции, необходимых в средней школе. Чтобы проверить это предположение, мы выявили качество рефлексии, анализа, планирования, уровни усвоения и применения знаний, достигнутые 204 школьниками, которые обучались с использованием разных подходов к обучению (деятельностно-содержательный и знаниевый подходы). Для оценки использовались два инструмента диагностики: тесты «Перестановка» и «Луна». В обоих тестах использовались материалы, незнакомые обеим группам обучающихся.  Результаты показывают, что школьники, которые обучались с применением деятельностно-содержательного подхода, показали лучшие результаты по большинству когнитивных начальных понятий. Мы считаем, что эти результаты подтверждают нашу основную гипотезу о том, что подходы к обучению являются мощным источником формирования начальных компетенций учащихся, что, в свою очередь, обеспечивает успешное обучение в средней школе.
Исследования