В настоящее время количество детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в инклюзивных школах, растет. Это вызвано как значительными изменениями нормативно-правовой базы (в том числе Федеральным законом об образовании от 2012 г., принятии ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и др.), так и тем, что в ряде регионов уменьшается количество специализированных школ, инклюзия становится более доступным вариантом получения образования ребенка с особыми образовательными потребностями. Специалисты школ, родители, общественность участвуют в активном диалоге о выборе наиболее эффективного пути образовательного маршрута для особых детей, сравнении плюсов и минусов инклюзивного и специального образования.
Центральным аспектом повышения качества обучения и эффективного вхождения в социальную жизнь ребенка с ОВЗ является конструирование и внедрение индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), индивидуальной программы образования.
Актуальность исследования определяется выявлением компонентов как способствующих, так и затрудняющих, препятствующих разработке и реализации ИОМ этих детей в условиях образовательной организации; определению содержания ИОМ, исходя из современной ситуации в практическом учреждении с учетом требований инклюзивного образования.
Цель исследования — изучение проблем разработки и реализации ИОМ детей с ОВЗ в условиях инклюзии и определение путей их решения.
Основными методами исследования являлись анкетирование и структурированное интервью.
Представленные эмпирические данные подтверждают предположение о том, что разработка и реализация ИОМ детей с ОВЗ в образовательной организации проблематичны и малоэффективны в силу ряда причин. Полученные данные являются новыми, так как подобных результатов исследований в открытых источниках за последние пять лет не найдено.