Стендовые доклады
Образование

Реализация индивидуального образовательного маршрута в инклюзивной практике

Оксана Титова (Россия), Маргарита Браткова (Россия), Ольга Караневская (Россия), Елена Гравицкая (Россия), Ирма Барбакадзе (Грузия)

В настоящее время количество детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в инклюзивных школах, растет. Это вызвано как значительными изменениями нормативно-правовой базы (в том числе Федеральным законом об образовании от 2012 г., принятии ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и др.), так и тем, что в ряде регионов уменьшается количество специализированных школ, инклюзия становится более доступным вариантом получения образования ребенка с особыми образовательными потребностями. Специалисты школ, родители, общественность участвуют в активном диалоге о выборе наиболее эффективного пути образовательного маршрута для особых детей, сравнении плюсов и минусов инклюзивного и специального образования.

Центральным аспектом повышения качества обучения и эффективного вхождения в социальную жизнь ребенка с ОВЗ является конструирование и внедрение индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), индивидуальной программы образования.

Актуальность исследования определяется выявлением компонентов как способствующих, так и затрудняющих, препятствующих разработке и реализации ИОМ этих детей в условиях образовательной организации; определению содержания ИОМ, исходя из современной ситуации в практическом учреждении с учетом требований инклюзивного образования.

Цель исследования — изучение проблем разработки и реализации ИОМ детей с ОВЗ в условиях инклюзии и определение путей их решения.

Основными методами исследования являлись анкетирование и структурированное интервью.

Представленные эмпирические данные подтверждают предположение о том, что разработка и реализация ИОМ детей с ОВЗ в образовательной организации проблематичны и малоэффективны в силу ряда причин. Полученные данные являются новыми, так как подобных результатов исследований в открытых источниках за последние пять лет не найдено.