Дайджест ИСП

Мотивирующее обучение: теоретические вопросы и практические рекомендации

Андрей Иоффе

Как сделать занятие глубоким содержательно и вовлекающим эмоционально? Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ, дает ответ на этот вопрос в новом учебном пособии «Мотивирующее обучение: теоретические вопросы и практические рекомендации», а также предлагает конкретные рекомендации, которые позволят превратить стандартный урок в настоящее образовательное событие. 


Автор сравнивает два подхода в образовании: в основе первого лежит мероприятие, во втором — урок превращается в событие. И если основными чертами мероприятийного подхода являются акцент на запоминание содержания, формальная коммуникация с подведением итогов и выводов, закрытый характер урока и его полная завершённость, то событийный подход нацелен на собственные открытия учеников. Он побуждает их задавать вопросы в ходе занятия. Особое внимание педагог уделяет мотивации и поиску личностных смыслов познания. Образовательное пространство открыто для поиска, сомнений и размышлений; а занятие дает возможность для импровизации и вариативности. 


Рамки событийного подхода определяет несколько значимых принципов: 
  • систематическая обратная связь в разной форме (устные или письменные ответы, электронное общение, визуальные образы); 
  • сочетание личной позиции и общего мнения (коллективная и индивидуальная рефлексия);  
  • открытая позиция, отсутствие «окончательных» и правильных ответов (именно это не позволяет занятию превратиться в формальное мероприятие); 
  • разнообразие форм и приемов, которые позволяют удивлять и вовлекать учеников в мыслительный процесс, не превращать занятие в рутину и не сводить урок к набору шаблонов); 
  • уважительное отношение к каждому мнению, основанное на поддержке чувства достоинства каждого ученика, конфиденциальности, приватности, педагогической деликатности и такта; 
  • краткость и темп в использовании мотивационно-рефлексивных приемов, чтобы не усложнять их применение на практике; 
  • интеграционный характер обучения, который позволяет сочетать данный подход с другими образовательными технологиями, которые подразумевают неразрывную связь мотивации и рефлексии в учебно-воспитательном процессе.

Педагогу важно помочь каждому ученику найти свой смысл в образовании, создать среду и пространства развития познавательного интереса, самореализации, конструктивного и доброжелательного сотрудничества. Если невозможно все время делать обучение событийным, то важно стремиться к тому, чтобы минимизировать ситуации отчужденности человека от образовательного процесса.  

Студенты и преподаватели университетов, имеющие доступ в ЭСБ, могут читать пособие по ссылке.


Купить книгу