Информатизация образования — область педагогической науки, активно развивающаяся в нашей стране на протяжении нескольких последних десятилетий. В наши дни она стала основой процессов цифровой трансформации образования, суть которых состоит в преобразовании методов осуществления профессиональной педагогической деятельности путем интеграции цифровых технологий и перехода к модели принятия решений, основанных на данных. Среди участников образовательных отношений существуют диаметрально противоположные взгляды на возможность и целесообразность цифровизации образования, особенно его начального этапа. Цель нашего исследования — аргументированно представить собственную позицию по проблеме цифровизации образования применительно как к начальному общему образованию в целом, так и к цифровизации предметной области «Математика и информатика» на уровне начального общего образования в частности.
Методами исследования выступают контент-анализ научных статей и методических публикаций, нормативной базы школьного образования, обобщение и систематизация международных исследований в области цифровой трансформации образования.
Рассмотрены «внешние» аспекты цифровой трансформации начального образования, определяемые общими требованиями к информационной образовательной среде. Выделены направления деятельности, связанные с формированием у обучающихся базовых цифровых навыков в процессе освоения всех без исключения предметных областей. Выявлены проблемы «внутренней» цифровизации предметной области «Математика и информатика» на уровне начального общего образования. Обоснована целесообразность усиления логической и алгоритмической составляющих начального курса математики, содержательной линии, отвечающей за работу с данными, а также ряда других вопросов, относящихся к теоретической информатике. Обозначены перспективы цифровой трансформации подготовки будущих учителей начальных классов к деятельности в условиях современной цифровой образовательной среды.