Социокультурная трансформация общества, его цифровизация диктуют определенные требования к системе образования. Адаптация образовательных процессов и в детских садах, и в вузах связана с готовностью педагогов к внедрению цифровых технологий в учебный процесс. При значимости их использования в образовании возникает много вопросов о нивелировании негативного влияния цифрового контента на формирующуюся развивающуюся личность, на рациональное и обоснованное их применение на ранних этапах социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Понятийное поле педагогики пополняется новыми категориями «цифровое образование», «цифровая образовательная среда», «цифровая грамотность».
В статье представлены результаты анкетирования воспитателей по вопросу готовности к проектированию информационной среды и отношения ко внедряемых в образовательный процесс цифровым технологиям.
С одной стороны, воспитатели выделили преимущества используемых информационных технологий: индивидуализация обучения, возможность освоения дошкольниками программы и закрепления знаний и умений в случае длительных пропусков, экономия времени, мобильность и гибкость процесса образования. С другой, педагоги назвали основные недостатки использования цифровых технологий: возможный вред для здоровья детей, невозможность полноценного развития речи, навыков общения со сверстниками, развития игровой деятельности. Среди основных проблем, не позволяющих активно использовать современные технологии, — низкая цифровая грамотность и выпускников вузов, и работающих педагогов; возрастные особенности дошкольников, не позволяющие им без помощи взрослых осваивать материал; отсутствие возможностей у родителей воспитанников активно включаться в образовательный процесс дошкольной организации.