Стендовые доклады
Здоровье

Влияние инклюзивного образования на улучшение качества жизни тотально слепых обучающихся

Виктория Климентьева (Россия), Дмитрий Климентьев (Россия), Светлана Пашнева (Россия), Анна Умеренкова (Россия), Дина Федорова (Россия)

Стремление современного общества к улучшению качества жизни через организацию более широкой доступности образования для лиц с ограниченными возможностями ставит ряд вопросов к условиям организации инклюзивного образования. Статья основана на теоретическом анализе и практическом опыте реализации пятилетнего научно-образовательного проекта в сотрудничестве с Московским городским педагогическим университетом. В ней обосновывается гипотеза, согласно которой на основе специально разработанных дидактических материалов, предварительной индивидуальной подготовки абитуриентов по адаптированному учебному плану и применения адаптивных методов преподавания можно обеспечить успешную иноязычную подготовку преподавателя иностранного языка для взрослых незрячих и слабовидящих обучающихся в формате инклюзивного образования на ступени бакалавриата. Цель исследования заключается в изучении возможностей обучения иностранному языку тотально слепых взрослых, обучающихся в условиях инклюзивной образовательной среды высшего учебного заведения с последующей успешной реализацией выпускниками профессиональной деятельности. Научная новизна исследования видится в разработке и апробации модели методически обоснованной профессионально-направленной образовательной траектории иноязычного образования тотально слепых взрослых, обучающихся в вузе. Применяя классические методы исследования — изучение научной литературы и накопленного методического опыта, пробное обучение, наблюдение и анкетирование — исследователи пришли к выводам о целесообразности и продуктивности предложенного подхода к обучению английскому языку незрячих студентов в инклюзивной среде, способствующей более эффективной профессиональной подготовке лиц с ограниченным возможностями здоровья, повышению их самооценки, лучшей адаптации к жизни, а также профессиональному и личностному росту всех участников образовательного процесса.