Стендовые доклады
Образование

Образование в библиотеке: роскошь или гарантированное качество жизни горожанина

Екатерина Асонова (Россия), Любовь Борусяк (Россия), Елена Романичева (Россия), Ксения Киктева (Россия)

Статья посвящена исследованию роли городской библиотеки в школьном образовании на основе экспертных интервью и фокус-групп с московскими учителями, библиотекарями, подростками и родителями школьников. Необходимость исследования обусловлена важностью использования городских библиотек в образовательном процессе и недостаточной степенью реализованности этой задачи на практике. Это первое подробное исследования степени институционализации коммуникации школ и городских библиотек. Как оно показало, процесс имеет преимущественно личный и неформальный характер связей между этими институциями. Сегодня публичные библиотеки лишь в незначительной степени являются информационно-образовательным ресурсом для школьных занятий. Потребность обращения к ним у большинства учителей не сформирована, как не институализирована и коммуникация между учителями и библиотекарями. В большинстве случаев успешные примеры такой коммуникации связаны не с установленными правилами, а с личной заинтересованностью, связанной с субъективными, зачастую случайными причинами. Существенная характеристика данного типа образовательной коммуникации — событийность, тяготение к вербальным практикам или игровым, а также устойчивый просветительский характер. Субъектность детей как участников этого процесса минимальна. Чрезвычайно редко библиотека рассматривается как место самостоятельного извлечения знаний, как место, где ученик работает с источниками, необходимыми ему для осуществления учебно-научной и учебно-проектной деятельности. Чаще всего городская библиотека привлекает учителей мероприятиями или занятиями для учащихся, в очень редких случаях библиотеки используются непосредственно в учебном процессе и не всегда связаны с работой с фондом, с формированием у подрастающего читателя потребности в самостоятельном чтении, которое он может удовлетворить, посещая библиотеку и обращаясь к ресурсам рекомендательной библиографии.