Стендовые доклады
Исследования

Типология школ, действующих в системе МЭШ, на основе анализа сетевых показателей

Евгений Патаракин (Россия), Светлана Вачкова (Россия), Елена Петряева (Россия)

Методы сетевого анализа активно используются для изучения поведения пользователей цифровых репозиториев, использующих и создающих цифровые объекты. При этом коллективное поведение группы участников, относящихся к одной школе, исследуется значительно реже. Библиотека Московской электронной школы (МЭШ) или репозиторий учебных сценариев МЭШ представляет собой достаточно сложную систему, в которой для пользователей существуют несколько ролей. Субъектами деятельности (акторами) репозитория являются учителя, ученики, родители, издатели — все те, кто совершает какие-то действия с объектами. Субъекты осуществляют над объектами следующие действия: создание, копирование, просмотр, запуск, добавление в избранное, добавление в домашние работы. Повторное использование учебных сценариев является частным случаем распространенной практики повторного использования объектов науки и культуры. В данной работе школа рассматривается в качестве актора, совершающего действия над объектами — сценариями уроков внутри репозитория цифровых объектов МЭШ.

В исследовании мы сравниваем социограммы школ, объединяющих учителей и созданные ими сценарии, и разделяем школы на фракции по сетевым показателям социограмм.

В качестве основного метода представления и анализа данных был выбран сетевой анализ и построение социограмм, при этом мы выделяли сети двух типов: сеть отношений отдельного участника и сеть отношений учителей отдельной школы. В качестве показателей, обладающих педагогическими смыслами, в работе использовались численность, продуктивность, плотность и связанность сети участников.

В результате исследования описана не только структура данных в системе МЭШ, фиксирующая цифровой след отдельного и коллективного участника, создана электронная карта, отражающая динамику действий в системе МЭШ, выделены показатели, характеризующие совместную деятельность ключевых участников, но и выделены для школ фракции графов, которые характеризуют степень взаимодействия учителей: разобщенные группы, разреженные графы, центры кристаллизации, насыщенный граф.