Стендовые доклады
Город

Использование природных условий города в обучении младших школьников

Татьяна Кропочева (Россия), Мария Синева (Россия)

В условиях интенсивного внедрения в школьную практику информационных технологий (презентации, электронные учебники) и разнообразных печатных средств обучения (рабочие тетради на печатной основе, словари и справочники) учителя повсеместно перестали проводить экскурсии в природу, а на уроках по предмету «Окружающий мир» становится традицией изучать природу без природы. Наблюдения природы и лабораторные опыты, введенные в XIX веке в методику преподавания естествознания, в XX веке были названы основными методами обучения младших школьников природоведению. Но в XXI веке наблюдения почти исчезли из начальной школы, а опыты и эксперименты учителя предпочитают либо задавать на дом, либо заменять показом презентаций. С целью преодоления недостатков распространяющегося в современной начальной школе вербального обучения предмету «Окружающий мир» перед авторами статьи встала задача: изучить возможности ближайшего природного окружения в организации исследовательской деятельности учащихся младших классов. В статье рассматриваются образовательные возможности использования природных условий города в формировании у младших школьников умений непосредственного наблюдения и изучения природы. Для учителя может быть полезной информация о природно-климатических особенностях городской среды, о видовом разнообразии флоры и фауны природы города. Названные особенности иллюстрируются на примере природного окружения городских школ Кемеровской области. Предлагается флористические списки древесно-кустарниковых растений пришкольных участков ряда школ городов Кузбасса, а также характеристика видового разнообразия различных классов животного мира названных городов (птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые). И хотя природную среду города нельзя назвать богатой, но видовое разнообразие синантропных животных и рудеральных растений городской природы является богатым учебным материалом для воспитания пытливых исследователей, умеющих видеть, анализировать, сопоставлять и обобщать предметы и явления природы.