Стендовые доклады

Дата-грамотность как актуальный образовательный результат в условиях цифровой трансформации общества

Павел Глухов (Россия), Андрей Дерябин (Россия), Александр Попов (Россия)

Наука о данных (Data Science) затрагивает все больший круг сфер обыденной жизни, но общее образование в России пока еще не отреагировало на новые вызовы, связанные с этим аспектом цифровизации. Изменения в технологиях, экономике и обществе за последние два десятилетия сформировали новую повестку как для преподавания математики и информационных технологий, так и для общественных наук и медиаобразования. Образование во всех этих областях требует переосмысления содержания и методов преподавания в связи с растущим значением науки о данных и искусственного интеллекта в контексте фундаментальных изменений в экономике и на рынке труда. Так как многие сферы человеческой жизни сегодня претерпевают изменения, то возникает необходимость оформления новых типов и видов образовательных результатов, на которые должна быть направлена современная педагогика. Один из способов ответить на подобные вызовы — это выделение новых грамотностей (медиаграмотность, экологическая грамотность, функциональная грамотность и т. д.). В статье рассматривается такое понятие как дата-грамотность, исследуется его содержание и состав. Обосновывается ее актуальность как образовательного результата, сообразного трендам цифровизации, которые мы можем фиксировать в современном обществе. Осуществляется различение подходов к углубленному и общему изучению науки о данных. Дается описание различных типов задач, направленных на развитие дата-грамотности у учащихся в условиях их постановки на разном учебном материале. Рассматриваются возможные способы разворачивания программ, направленных на освоение учащимися науки о данных без необходимости ее оформления в отдельную дисциплину или школьный предмет.
Образование