Стендовые доклады
Образование

Формирование компетенций будущих учителей-логопедов в области межкультурной коммуникации

Галина Бутко (Россия), Гульнара Шашкина (Россия), Нина Дроздова (Республика Беларусь)

В статье рассматриваются актуальные проблемы подготовки будущих учителей-логопедов к профессиональной деятельности с точки зрения компетентностного подхода. Особое внимание уделяется формированию универсальных компетенций будущих педагогов в области межкультурного взаимодействия. Проведен анализ современных учебных планов подготовки бакалавров по направлению 44.03.03 специальное (дефектологическое) образование профиля «Логопедия» с точки зрения формирования компетенций будущих логопедов в области межкультурной коммуникации. Эффективная межкультурная коммуникация не возникает спонтанно, ей нужно целенаправленно учиться. Современная жизнь диктует необходимость овладения навыками такой коммуникации.

В настоящее время особое внимание уделяется формированию у будущих педагогов-дефектологов универсальных компетенций, среди которых особое место занимает группа компетенций, направленных на межкультурное взаимодействие. Предполагается, что педагог-дефектолог, овладевший данными компетенциями, будет способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

В статье проведен анализ экспериментального изучения уровня развития общекультурных компетенций будущих учителей-логопедов. В исследовании приняли участие студенты 3 и 4 курса кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета. Основным методом экспериментальной работы стало анкетирование студентов. Особое внимание уделялось вопросам формирования речевой культуры логопеда и возможности применения знаний, полученных в процессе освоения дисциплин гуманитарного модуля в профессиональной деятельности культурно-просветительского типа.

Основные результаты проведенного аналитического исследования состоят в доказательстве возможности актуализации теоретических знаний студентов-логопедов в области межкультурной коммуникации, полученных во время освоения дисциплин гуманитарного, психолого-педагогического и профессионального модулей с помощью интерактивных подходов к преподавательской деятельности.