Стендовые доклады
2021-03-12 12:34 Город

Психолого-педагогическая адаптация подростков группы риска как стратегия развития образовательного потенциала города

Ксения Воробьева (Россия), Марина Мишина (Россия), Светлана Феоктистова (Россия)

Развитие образовательного потенциала города — одна из приоритетных задач Правительства Российской Федерации и Министерства науки и образования Федеральный закон РФ от 31.07.2020 №304-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Актуальным и крайне востребованным направлением в образовательной среде является ранняя профилактика и коррекция девиантного поведения подростков. Одним из первых приютов для детей и подростков в России является «Синяя птица» (Московская область, Ступинский район). «Синяя птица» — стационарное учреждение, которое осуществляет комплекс мер по социальной реабилитации детей и подростков. Дети и подростки-сироты, оставшиеся без попечения родителей, временно проживают в учреждении, где специалисты оказывают им комплексную социальную, психолого-педагогическую, медико-социальную помощь.

С целью рассмотрения важной общественно значимой проблемы адаптации подростков-сирот, склонных к девиантному поведению, авторы провели исследование их личностных особенностей на базе образовательного учреждения «Синяя птица».

Респонденты проходили психодиагностическое обследование и анкетирование в соответствии с поставленными задачами.

Результаты нашего исследования позволяют составить психологический портрет подростка с девиантным поведением из неблагополучной семьи, состоящим на учете в детской комнате полиции:
  • физическая и косвенная агрессия у него находится в норме, но приближена к высокому уровню;
  • наблюдается готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, что затрудняет сотрудничество с ними окружающих;
  • наблюдается склонность к провоцированию конфликтов
  • в стрессовой ситуации чаще использует копинг-стратегию решения задач, стараясь эффективно преодолевать проблемную жизненную ситуацию.

Данное исследование позволило выявить специфику личностных особенностей подростков-сирот, знание которой повышает уровень компетентности и образовательный потенциал педагогов. Психологическая работа по профилактике девиантного поведения подростков позволит в будущем улучшить качество жизни молодого поколения в мегаполисе.