Стендовые доклады
Образование

Развитие предпринимательской компетенции обучающихся с использованием ресурсов социального партнерства

Татьяна Сергеева (Россия), Марина Подболотова (Россия), Екатерина Натырова (Россия), Светлана Аверьянова (Россия), Илья Лобанов (Россия)

В статье актуализируется необходимость развития предпринимательских компетенций обучающихся в школе. Раскрывается понятие предпринимательской компетенции как способности выдвигать оригинальные идеи и внедрять инновации, компетенции в области коммуникации, организации, управления проектами, планирования действий и принятия рисков, восприимчивость, а также знания и навыки, необходимые для создания нового предприятия и воплощения практических идей в его успешном развитии. Обосновывается актуальность создания курсов по обучению предпринимательству и условия их эффективности: четко определенные цели, баланс между теорией и практикой, ориентация на деятельностное обучение, добровольность и мотивированность обучающихся, социальное партнерство с участием представителей бизнеса, финансовых институтов, органов муниципального управления, открытость образовательного пространства, подготовка педагогов и их взаимодействие с предпринимателями, возможность презентации результатов деятельности. Описаны алгоритм создания и модель школьного бизнес-инкубатора на основе социального партнерства с представителями бизнеса, финансовых институтов и муниципальных органов управления. Раскрыто содержание программы курса по обучению предпринимательству, включающее вопросы финансовой грамотности, основ предпринимательства, коммерции, технологии выдвижения бизнес-идей и составления бизнес-плана. Представлены формы обучения: лекции, мастер-классы, тренинги, деловые игры, воркшопы, образовательные экскурсии, стажировки и практики. Итогом обучения предпринимательству в рамках деятельности бизнес-инкубатора становится защита разработанного под руководством наставника бизнес-проекта, защита которого осуществляется на конкурсной основе и включает два этапа: защиту бизнес-идеи и самого проекта. Определены процедуры оценки эффективности деятельности бизнес-инкубатора: анкетирование обучающихся, педагогов и наставников, экспертная оценка развития предпринимательской компетенции обучаемых педагогами и наставниками.