Стендовые доклады
2021-01-14 11:43 Образование

Формирование готовности к профессиональной мобильности у старшеклассников

Воропаев Михаил (Россия), Самбур Владлен (Россия)

Предпосылками исследования, результаты которого представлены в данной статье, являются современные концепции карьеры и концепции подготовки человека к успешному построению карьерной траектории. Современная сфера экономических отношений и рынок труда очень изменчивы и динамичны. Достаточно быстро меняются структура и содержание профессий, что требует от индивида постоянного обучения и готовности к смене профессиональных ролей. Поэтому формирование готовности к профессиональной мобильности является достаточно важной исследовательской проблемой. Однако общепринятая позиция заключается в том, что формирование готовности к профессиональной мобильности у студентов необходимо начинать в вузе или колледже.

Целью исследования, представленного в данной статье, является проверка предположения о том, что готовность к профессиональной мобильности можно формировать у старшеклассников путем сочетания традиционных и игровых форм образования. В описанном опыте использовались трехнедельные курсы, основанные на использовании традиционных и активных методов обучения, и комплексная многоэтапная деловая игра.

В состав методов исследования вошли: адаптированный тест «Career Anchors» Edgar H. Schein; методика диагностики рефлексивности А. В. Карпова, В. В. Пономарева; тест «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана; опросник структуры темперамента В. М. Русалова; тест «Коммуникативные и организаторские способности» В. В. Синявского и В. А. Федоришина.

Результаты исследования показали статистически значимое положительное изменение контролируемых показателей. В целом вывод о перспективности такого направления подготовки можно считать частично подтвержденным. Для более уверенного вывода требуются исследования на более широких выборках.