Стендовые доклады

Повышение качества подготовки студентов-драматерапевтов через метафоры переживаний страха

Мартин Доминик Полинек (Чехия), Игорь Вачков (Россия)

Данная работа направлена на внедрение в образовательный процесс эффективных психологических средств, с которыми авторы долгое время работают при терапевтическом взаимодействии с детьми, подростками и молодыми людьми с различными проблемами. В основном речь идет о работе с метафорами и мотивами страха и тревоги, использование которых при оказании психологической помощи обучающимся может повысить качество образовательного процесса и воспитательных воздействий на них. Причина такого результата кроется в том, что метафорическая дистанция позволяет обучающимся и педагогам безопасно затрагивать деликатные темы, которые являются частым источником беспокойства и страха. Пренебрежение к обсуждению этих тем часто препятствует созданию безопасной образовательной среды. Метафоры активно используются в разнообразных психотерапевтических подходах, однако их применению в образовательной среде уделяется очень мало внимания. Цель исследования — раскрыть возможности метафор переживаний страха в работе со студентами университета. Высказывается гипотеза о том, что применение такого метода будет способствовать повышению у обучающихся оценки субъективного благополучия. В статье представлен анализ результатов исследований в фокус-группах во время экспериментов со студентами специальности «драматерапия» в Университете Палацкого в городе Оломоуц Чешской республики. С помощью метода обоснованной теории показано, что работа с метафорами переживания страха приводит к осознанию механизмов самоподдержки, проработке подавленных эмоций, расслаблению, внутреннему освобождению и активизации личностных ресурсов. Эти результаты открывают перспективы активного использования метафоризации различных (в том числе негативных) переживаний при оказании психологической помощи студентам.
Образование