В статье рассматривается модель группового наставничества в работе с одаренными детьми, под которой понимается способ передачи знаний, умений и навыков от более опытного и знающего специалиста молодому человеку, предоставление молодым людям поддержки в социализации и взрослении. Представлен многолетний опыт использования сетевых исследовательских проектов, организуемых Ассоциацией педагогов, работающих с одаренными детьми. Выделены условия организации сетевого исследовательского проекта: наличие группы профессионалов, выдвигающих идею, организация свободного общения между всеми участниками, ресурсообеспечение процесса взаимодействия участников сетевого проекта современными информационно-коммуникационными технологиями, наличие площадки для представления результатов и продуктов сетевых исследовательских проектов. Описан функционал педагогов, участвующих в проекте в качестве тьюторов:
- распределение работ;
- организация взаимодействия между обучающимися;
- контроль за выполнением работ;
- координация взаимодействия между обучающимися и групповым наставником;
- подготовка проекта для представления на конкурсе и др.
Обозначены форматы организации работы над сетевыми проектами: игра, бизнес-проект, исследование, квест и др. Рассмотрены примеры некоторых сетевых проектов в виде оргдеятельностной игры и бизнес-проекта. Проверка эффективности сетевого проектирования как формы группового наставничества осуществлялась посредством экспертной оценки динамики развития навыков у одаренных обучаемых, на развитие которых ориентирована работа в сетевых проектах:
- информационные (умение осуществлять поиск информации, владеть современными информационно-коммуникационными технологиями и др.);
- коммуникативные (осуществление продуктивного взаимодействия);
- командообразования (работа в постоянной группе и группах сменного состава и др.);
- презентации научных идей (визуализировать, описывать и представлять свои разработки).