Стендовые доклады
Образование

Культура инклюзивной образовательной организации как показатель качества образования в современном мегаполисе

Юлия Шулекина (Россия), Диана Новикова (Россия), Мадина Абаева (Казахстан)

В современных реалиях актуальной проблематикой исследований является оформление понятийных аспектов образовательной инклюзии. Ключевым понятием для формирования инклюзивной платформы образовательной организации выступает «организационная культура». Она понимается как результат сложного интегративного взаимодействия участников образовательного процесса и различных учебных сред, создаваемых в пространстве образовательных организаций мегаполисов. Цель исследования заключается в обосновании необходимости поддержки и развития организационной культуры разными участниками, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это естественным образом снимает ограничения на любой вид поддержки, заботы и сопровождения, которые дети с недостатками развития могут получить в инклюзивной образовательной организации для достижения социальной и учебной успешности. Методы: представленный в статье обзор опирается на анализ ряда значимых научно-практических исследований по выбранной проблематике. Результаты и новизна: в соответствии с поставленной целью статья раскрывает условия построения и тенденции развития инклюзивной культуры в образовательных организациях, необходимые для эффективного включения последней в более широкую инклюзивную образовательную среду. Тем не менее, организационная культура инклюзивной образовательной организации создается силами всех участников образовательного процесса, так или иначе вносящих свой вклад в ее конструирование (обучающиеся, педагоги, администраторы, родители). В статье подчеркивается, что разные «игроки» нуждаются в разной подготовке к реализации организационной культуры, что существенно влияет на вовлечение в такую подготовку различных учебных сред в качестве «инкубатора». Проведен анализ российской и западной модели организационной культуры. На основании данных зарубежных исследований показаны характерные черты европейской модели организационной инклюзивной культуры. Также перечислены базовые принципы, необходимые для формирования организационной культуры, включенной в инклюзивную практику образовательной организации в Российской Федерации.