Стендовые доклады
Исследования

Изучение образовательных возможностей дошкольников с детским церебральным параличом как путь оптимизации качества их социального функционирования

Ирина Левченко (Россия), Татьяна Волковская (Россия), Татьяна Скребец (Россия), Елена Лемех (Республика Беларусь)

Среди детей с нарушением опорно-двигательного аппарата самую большую группу составляют дети с церебральным параличом (ДЦП). Несмотря на активный интерес исследователей к изучению особенностей развития детей с ДЦП, образовательные возможности дошкольников данной категории не были предметом специального изучения. Отсутствие адекватного педагогическим задачам диагностического инструментария не позволяет специалистам проводить изучение таких детей с точки зрения образовательных возможностей и социализации. Цель исследования — разработка и научное обоснование инновационной технологии педагогического обследования дошкольников с детским церебральным параличом, направленной на дифференцированную оценку их образовательных возможностей и определение специфики образовательных потребностей. Анализ данных исследования позволил сформулировать ряд выводов, определяющих научную новизну исследования:
  • образовательный потенциал дошкольников с ДЦП характеризуется разноуровневыми показателями, что обусловливает вариативность и специфику потребностей психолого-педагогического сопровождения;
  • образовательные возможности детей дошкольного возраста с ДЦП могут проявляться на оптимальном, среднем, низком, критическом уровнях, каждый из которых характеризует сходная картина, вне зависимости от возраста;
  • в ходе исследования не выявлено прямого соотношения между степенью выраженности двигательных нарушений у дошкольников с ДЦП и уровнем их образовательных возможностей;
  • образовательный потенциал дошкольников ДЦП в значительной степени зависит от степени выраженности интеллектуальных нарушений, обуславливающих особенности психического развития и не соотносится с тяжестью двигательной патологии;
  • полученные результаты исследования позволили раскрыть своеобразие образовательных возможностей детей с ДЦП, что является отправной точкой в разработке индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
  • дифференциация дошкольников с ДЦП на основе уровневого подхода позволяет оптимизировать содержание психолого-педагогического сопровождения и выбор методов коррекционного воздействия.