В работе предложен подход по использованию цифровой траектории развития учащихся для улучшения качества образования. Построение цифровой траектории развития положительно сказывается на мотивации учащегося и его активном участии в принятии решения по ее формированию. Целью работы является создание концепции использования методов и подходов интеллектуального анализа образовательных данных и машинного обучения для анализа и прогнозирования цифровых траекторий развития для повышения качества образовательного процесса. Использование LMS-систем с возможностью динамического отслеживания успеваемости учащегося позволяет своевременно корректировать возникающие пробелы в знаниях учащегося и тем самым снижать риск вероятности отставания от учебной группы. Фиксация полученных результатов выполнения заданий и совершенных действий в LMS-системах положительно сказывается и на педагогах, у которых появляется возможность получать обратную связь в неявном виде и учитывать возникающие пробелы в программе учебного курса уже в обработанном и агрегированном виде. Анализ проводился на основе базы данных дополнительного образования начальной школы (1-3 класс). В данной работе рассмотрено несколько сценариев использования цифровой траектории развития в образовании, в том числе:
- движение учащегося по траектории успеваемости на основе оценок;
- траектория по временным затратам на решение задач для определения сложности;
- тепловая карта для определения проблемных областей и «узких» мест в учебном курсе каждого из педагогов.
На основе образовательных данных из LMS-системы формируется набор рекомендаций для педагогов по адаптации учебного курса под возможности учащихся, способствующий повышению общего качества образования. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14229.