Модель профессиональных
компетенций педагога
Мы предлагаем изменить предмет оценки учительской деятельности с результатов работы учителя на оценку качества его работы, позволяющую прогнозировать как достижение отсроченных результатов работы учителя, так и соблюдение профессионального стандарта
Выделение компетенций происходит на основе анализа профессиональной деятельности и выявлении ключевых аспектов поведения, влияющих на результативность работы. Согласно компетентностному подходу знания и умения должны проявляться в действиях. Поэтому значимыми для анализа мы определили только трудовые действия учителя.

Для выделения перечня компетенций каждое трудовое действие было проанализировано с точки зрения поведения, обеспечивающего качество его выполнения. Мы выделили компетенции, влияющие на качество исполнения профессиональных функций учителя, а объединив и сгруппировав полученный список компетенций, определили базовые качества, обеспечивающие качественную реализацию сразу нескольких трудовых действий.
Компетентностная модель составляет набор значимых личностных и профессиональных компетенций учителя, необходимых для успешной реализации его профессиональной деятельности, которые были разделены на три группы: когнитивные, социальные и функциональные. Каждая группа состоит из 2-3 компетенций, а каждая компетенция описывается с помощью 2-5 шкал, детализирующих и уточняющих конкретные параметры оценки по данной компетенции.
Когнитивная группа
Компетенции, обусловленные в основном особенностями мыслительной деятельности, и лежащие в основе большинства функций учителя, связанных
с изучением и пониманием предмета, ситуации, а также подготовкой и планированием своей работы

Анализ / синтез
Способность находить и применять необходимую информацию, качественно определять причины явлений и выявлять взаимосвязи, выстраивать имеющиеся данные в единую систему

Шкалы:
Информационно-поисковая активность
Определение причинно-следственных связей
Систематизирование информации
Гибкость, готовность к изменениям
Способность менять свое поведение согласно меняющимся условиям профессиональной деятельности, сохраняя при этом её эффективность, быть открытым к восприятию мнений и предложений, отличных от своих

Шкалы:
Адаптивность поведения
Восприятие другой точки зрения
Социальная группа
Компетенции, обеспечивающие взаимодействие с окружающими, и, в первую очередь, индивидуального взаимодействия
Межличностное взаимодействие
Способность понимать внутреннюю организацию и структуру личности окружающих, верно интерпретировать их чувства и эмоции, управлять проявлениями своих эмоций, выстраивать эффективные отношения с окружающими

Шкалы:
Понимание структуры личности другого
Определение чувств
и эмоций другого участника образовательного процесса
Управление отношениями
с другим участником образовательного процесса
Управление своими эмоциями
Поддержка другого
Управление развитием
Способность выстраивать планы развития обучающихся, видеть ключевые изменения и проводить развивающее оценивание, осуществлять собственное профессиональное и личностное развитие.

Шкалы:
Диагностика изменений
Построение обратной связи
Планирование развития участника образовательного процесса
Управление собственным профессиональным развитием
Личная мотивация
Желание внести личный вклад в профессиональную деятельность, брать на себя ответственность как за достижение конечного результата, так и за неудачи, проявлять целеустремленность и уверенность в успехе

Шкалы:
Личный смысл

Готовность брать на себя ответственность
Уверенность
Целеустремленность
Действия при неуспехе
Функциональная группа
Компетенции, связанные c организацией процесса обучения и влияющие на качество реализации функций по созданию необходимой образовательной среды
Управление группой
Способность организовать работу в группе путем вовлечения обучающихся в учебный процесс, использования возможностей рабочего пространства, разнообразия форм работы и обеспечения атмосферы открытого, бесконфликтного взаимодействия

Шкалы:
Разнообразие форм работы
Работа с сопротивлениями и конфликтами
Организация пространства
Включение обучающихся в процесс работы
Личная позиция в группе
Подача информации
Способность ясно излагать информацию и управлять вниманием обучающихся, используя содержательные приемы подачи информации, технические возможности, связи с повседневной жизнью. Умение давать четкие и лаконичные инструкции.

Шкалы:
Связь с практическим применением в жизни
Изложение информации
Постановка задачи
ИКТ-компетенция
Эмоциональное вовлечение